КОНЦЕПЦИЯ
проведения открытого диалога
«Молодежь Беларуси: традиции и будущее»
Современная белорусская молодежь полна энергии, целеустремленности, конструктивных идей и смелых решений. Она – важнейший ресурс развития страны. От молодых граждан Беларуси во многом зависит будущее республики.
Молодежная политика, формирование ее направлений, комплексная реализация мероприятий – это сфера деятельности не только государственных органов. Главный вдохновитель, главный участник всех дел – сама молодежь.
Только активно участвуя в жизни страны, откликаясь на все события, выступая инициаторами полезных начинаний, молодежь может определить свою гражданскую позицию, воспитать в своей среде лидеров, объединиться в стремлении строить будущее своей страны.
Цель открытого диалога
Формирование активной гражданской позиции молодежи, активизация участия молодежи в творческой, культурной, спортивной и общественной жизни, укрепление в общественном сознании имиджа молодежи как активной части общества, создание условий для самореализации потенциала молодежи, объединение усилий молодежи на социально значимую деятельность во благо общества.
Открытый диалог призван дать возможность молодым людям заявить о своей жизненной позиции, осмыслить роль молодежного движения в развитии страны, в формировании мировоззрения нового поколения.
Описание логотипа открытого диалога
«Молодежь Беларуси: традиции и будущее»
Логотип построен на пиксельной графике в виде стилизации элемента традиционного белорусского орнамента, символизирующего в логотипе развитие, движение в будущее.
В цветовой палитре отражены основные цвета государственной символики, что подчеркивает конструктивную роль молодежи в развитии страны.
Логотип включает название проекта «Открытый диалог «Молодежь Беларуси: традиции и будущее», адрес сайта «Молодежь Беларуси».
Логотип узнаваем, стилистически выдержан, имеет целостную форму, что позволяет использовать его в различных масштабах в качестве символа проекта.
Сроки проведения открытого диалога: сентябрь-декабрь 2014 года.
Участники открытого диалога: представители молодого поколения страны,актив Белорусского республиканского союза молодежи, лидеры молодежных объединений, известные представители спортивной, творческой, научной молодежи республики, заслуженные люди, государственные и общественные деятели, представители органов государственного управления, специалисты в области государственной молодежной политики, представители международного сообщества и др.
Основное содержание
Открытый диалог «Молодежь Беларуси: традиции и будущее» проводится по инициативе Белорусского республиканского союза молодежи в связи с важными событиями для молодежи страны: Съездом ОО «БРСМ», подготовкой материалов и нормативных документов для объявления в Республике Беларусь 2015 года Годом молодежи.
Диалог проходит в форме неофициального мероприятия, способного оказать влияние на формирование общественного мнения молодежи. Использование инновационных моделей и технологий культурно-досуговой и просветительской деятельности позволит оказать самое непосредственное и позитивное влияние на формирование и развитие осознания молодыми гражданами страны своей причастности к динамичному развитию нашего общества.
Открытый диалог «Молодежь Беларуси: традиции и будущее» является массовым общереспубликанским проектом с участием всех регионов страны, представителей конструктивных общественных организаций и объединений, известных представителей белорусского спорта, культуры, науки, политики, бизнеса, разнообразных профессиональных отраслей, достигших высоких результатов в различных сферах деятельности.
Как сделать жизнь молодого поколения белорусов духовно насыщенной, отвечающей требованиям времени; как противостоять пагубным привычкам, разрушающим здоровье; как помочь развить и реализовать на благо родной страны творческий и научный потенциал молодежи, внести свой личный вклад в развитие экономического благосостояния и могущества страны – эти и другие вопросы вынесены для обсуждения на открытом диалоге.
Успех и эффективность проводимой работы в молодежной среде напрямую зависят от профессионализма и подготовки молодёжных лидеров. Для того, чтобы вести молодежь за собой, необходим широкий спектр научных знаний, мобильность и креативность мышления, освоение инновационных методов работы. Эта тема также займет свое место в открытом диалоге.
Открытый диалог «Молодежь Беларуси: традиции и будущее», стартующий в День образования Белорусского республиканского союза молодежи – 6 сентября 2014 года, пройдет поэтапно:
в районах и городах – сентябрь;
в областных центрах (г.Минске) – октябрь;
общереспубликанский диалог - декабрь.
На всех этапах открытый диалог проходит с использованием Интернет-ресурсов, социальных сетей, привлечением средств массовой информации, широко освещая проведение проекта и приглашая к открытому диалогу широкий круг участников.
Формы, методы, место проведения диалога, привлечение партнеров определяются территориальными организациями Белорусского республиканского союза молодежи самостоятельно.
При этом необходимо учитывать, что диалог носит неформальный характер, должен быть актуальным и интересным для молодежи. Одной из главных задач диалога является выработка гражданской позиции у молодых людей. Диалог должен стать не просто отстраненным рассуждением на абстрактные темы, а носить характер конкретного и результативного разговора.
Кроме того, диалог – это большая коммуникативная площадка, на которой отрабатываются технологии коммуникации молодых людей между собой, другими группами и сообществами: общественными формированиями, властью, бизнесом, СМИ и др.
Успех, эффективность и результат проведения открытого диалога во многом определяется его тщательной организационной подготовкой на всех этапах, а также привлечением специалистов (философов, социологов, психологов, специалистов по проведению тренингов, журналистов, профессиональных ведущих, специалистов различных сфер и др.).
Темы, вопросы, проблемы и предложения, поднятые в ходе проведения открытого диалога, должны стать основой для определения нового вектора в работе с молодёжью как со стороны общественных формирований, так и органов государственной власти, придать новый импульс в работе с молодежью.
Инновационные идеи, креативные предложения по актуальным вопросам молодежной политики, яркие и интересные участники региональных этапов диалога станут основой при подготовке и проведении общереспубликанского диалога.
Районные, городские комитеты ОО «БРСМ» по итогам проведения диалога в районе (городе) направляют свои предложения, итоговые материалы, кандидатуры участников для проведения областного (Минского городского) этапа в областные (Минский городской) комитеты ОО «БРСМ».
Областные (Минская городская) организации ОО «БРСМ» по итогам проведения областного (Минского городского) диалога представляют в ЦК ОО «БРСМ» не позднее 5 ноября 2014 г. предложения, итоговые материалы, кандидатуры участников от каждой области (г.Минска) для проведения общереспубликанского открытого диалога «Молодежь Беларуси: традиции и будущее».
Общереспубликанский диалог станет открытой площадкой как для молодежи Беларуси, так и международного сообщества.
Ожидаемые результаты
- мотивирование молодежи на социально-значимую деятельность во благо общества и государства, активное включение в работу общественных организаций;
- сохранение и приумножение традиций молодежного движения;
- аккумулирование идей, предложений, концепций, программ, стратегий, инноваций в сфере молодежной политики для внесения предложений республиканским органам государственной власти, дальнейшей реализации и использования в работе при подготовке Съезда ОО «БРСМ», материалов и нормативных документов для объявления в Республике Беларусь 2015 года Годом молодежи.

Методические рекомендации по организации открытого диалога
«Молодежь Беларуси: традиции и будущее»
в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального и высшего образования
При поддержке Министерства образования общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» инициировало проведение открытого диалога «Молодежь Беларуси: традиции и будущее» (далее – Открытый диалог).
Основные задачи Открытого диалога:
- аккумулирование идей в сфере молодежной политики;
- активное вовлечение молодежи в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- реализация молодежных инициатив как средства формирования активной гражданской позиции молодых граждан.
В целях привлечения учащейся и студенческой молодежи к активному участию в Открытом диалоге рекомендуем принять во внимание следующие предложения:
- разместить на главной странице сайта (сайтов) в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования основную информацию о проведении Открытого диалога (логотип, концепцию и сроки проведения). С этой целью использовать материал, размещенный на главной странице сайта www.brsm.by в разделе «Главные новости»;
- в отдельном тематическом разделе сайтов учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования создать виртуальные тематические площадки («Творчество молодежи», «Бизнес-идеи молодежи», «Молодежь в медиасреде», «Студенчество и спорт», «Студенческое самоуправление» и т.д.) в виде форумов, групп и сообществ в социальных сетях и обеспечить возможность задать вопрос заявленным экспертам – представителям разнообразных профессиональных отраслей (культуры, науки, спорта, политики и бизнеса) и общественно-политическим деятелям, достигшим высоких результатов в деятельности; обеспечить возможность пользователям комментировать заявленные темы и голосовать за них, тем самым повышая рейтинг тех или иных высказываний и предложений.
Примерный перечень вопросов: как сделать жизнь молодого поколения белорусов духовно насыщенной, отвечающей требованиям времени? Как противостоять пагубным привычкам, разрушающим здоровье? Как помочь развить и реализовать на благо родной страны творческий и научный потенциал молодежи? Как внести свой личный вклад в развитие экономического благосостояния и могущества страны?).
Виртуальные площадки должны непрерывно модерироваться.
- Встречи с известными представителями творческой, научной, спортивной молодежи республики, заслуженными людьми, государственными и общественными деятелями, представителями органов государственного управления, специалистами в области государственной молодежной политики, представителями международного сообщества и др. рекомендуется проводить с использованием интерактивных технологий организации дискуссионного пространства (см. Приложение).
В процессе таких мероприятий целесообразна только доброжелательная конструктивная критика. В ходе встречи необходимо, поддерживая непринужденную обстановку, обеспечить продвижение к цели. Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы, использование которых неизменно приводит к положительным результатам.
- Целесообразно использование ресурса проекта государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» «Вебинары о молодежи, для молодежи» (http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/web-studia).
- Темы, вопросы, проблемы и предложения для обсуждения могут быть инициированы как самой молодежью, так и второй стороной-участницей диалога. При сборе инновационных идей, креативных предложений не рекомендуется использовать жесткие критерии, которым они должны соответствовать. Наряду с этим, темы для Открытого диалога должны также отражать содержание, направленное на осознание и понимание гражданской ответственности.
Примерный перечень тем: «Страна – для молодежи, молодежь – для страны»; «Быть патриотом сегодня – что это значит?»; «Объектив смотрит в Мир»; «Моя жизненная позиция»; «Коррупция и ее общественная опасность»; «Нет цели более святой, чем служения Родине»; «Жизнь по собственному выбору»; «Беларусь – центр Европы»; «Страна, которой я горжусь!»; «Избирательное право и выборы в Республике Беларусь»; «Беларусь на карте мира»; «Герои нашего времени»; «Беларусь – это мы!».
- В содержание мероприятий можно включить рассмотрение таких немаловажных аспектов, как уважительное отношение обучающихся к государственной символике, Вооруженным Силам Республики Беларусь. Целесообразно использовать ситуации, которые бы позволили учащимся и студентам проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей страны, способствовали воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких;
- на всех этапах реализации Открытого диалога рекомендуется привлекать средства массовой информации (периодические издания, выпускаемые учреждениями общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования) для создания тематических площадок и освещения хода реализации проекта.
- при проведении мероприятий Открытого диалога важным является мотивирование к участию в мероприятиях. Первым элементом должна стать актуализация среди молодежи ценности инноваций и инициативы. Как средства рекламного продвижения Открытого диалога можно использовать e-mail-уведомления, плакаты, объявления и прочее. Второй очень важный элемент мотивации – одобрение и поощрение (речь идет как о публичном признании, так и о поощрительных подарках, призах).
По итогам этапа Открытого диалога, организованного в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, возможно формирование молодежного банка инициатив (идей, вопросов).
На всех этапах проведения Открытого диалога роль педагогических работников заключается в координации процесса выработки молодежных инициатив, что придаст новый импульс работе с молодежью
ПРИЛОЖЕНИЕ
Формы организации дискуссионного пространства
В рамках данного проекта возможны следующие частные формы организации деятельности: беседа за круглым столом; дискуссия; диспут; встречи с известными людьми (в том числе онлайн-семинар, веб-конференции, или вебинары); час вопросов и ответов; день, неделя истины (поиска ответов и др.); мозговой штурм; интеллектуальный ринг, политический мост; политическое обозрение; разработка, совместное обсуждение, защита, коррекция и реализация мини-проекта участника разговора; сеанс голосования и опроса; ярмарка идей, «ток-шоу» др.
Виды групповых дискуссий
«Дебаты»
Дискуссия в форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения.
Этапы дебатов:
1) ведущий предлагает участникам (на выбор) две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы. Это могут быть представители разных профессиональных и социальных групп, политических партий и объединений и т.д.;
2) участники объединяются в микрогруппы в соответствии с общностью позиции. Численный состав микрогрупп может быть разным;
3) определяются: продолжительность обсуждения в группах и регламент выступлений группы в дебатах (каждая группа имеет право на 3 выступления);
4) организуется обсуждение проблемы в микрогруппах (МГ);
5) распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов;
6) продумываются ответы на возможные вопросы;
7) решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем;
8) ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления;
9) в завершение дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.
Дискуссия «Эстафета»
Дискуссия направлена наорганизацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.
Алгоритм дискуссии «Эстафета»:
1) группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);
2) затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;
3) по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;
4) группы озвучивают результаты своей работы;
5) подводятся итоги, анализируется работа групп студентами и преподавателем.
Дискуссия «Аквариум»
Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов. В то же время она позволяет участникам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.
Дискуссия «Аквариум» включает следующие этапы:
1) подготовительный — ведущий представляет проблему и делит группу на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками;
2) «аквариумное» обсуждение проблемы — представители микрогруппы собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако ведущий может выделить специальное время на вопросы к участникам «аквариумного» обсуждения;
3) анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два этапа, в зависимости от цели дискуссии. Если необходим анализ характера взаимодействия в «аквариумной» группе, ведущий просит ее участников оценить степень своей удовлетворенности тем, как проходило обсуждение, и проанализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем «аналитикам» предоставляется возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И наконец, ведущий систематизирует выводы участников и подводит общий итог совместной деятельности.
Дискуссия «Вертушка»
Специфика данной дискуссии заключается в том, что студенты обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 1-м выступающим, 2-м выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.
Преподаватель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех студентов, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны.
Дискуссия «Вертушка» обеспечивает интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым студентом, расширяет сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность организации такой дискуссии связана с разработкой маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Можно упростить алгоритм дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее эффективность в данном случае значительно снижается.
Сочетание разнообразных видов дискуссии позволит модератору сделать процесс обсуждения интересным, насыщенным не только новыми открытиями в обсуждаемой теме, но и открытием нового в себе и в других.
«Круглый стол»
Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15 - 25 чел.
«Панельная дискуссия»
В отличие от формата «круглого стола», где предполагается высказывание всех или большинства участников, в формате панельной дискуссии выступают несколько экспертов, как правило, излагающих разные точки зрения на обсуждаемый предмет, после чего модератор предлагает остальным присутствующим задавать вопросы выступающим.
раскрыть » / « свернуть