Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Вопыт Шугніла С.М.

Минский городской исполнительный комитет

Комитет по образованию Мингорисполкома

Дистанционное обучение как средство повышения учебной мотивации и образовательной успешности школьников

(на примере предмета «Белорусский язык»)

Шугнило Светлана Николаевна,

учитель белорусского языка и литературы

Государственного учреждения образования

«Гимназия № 1 имени Ф.Скорины г. Минска»

Минск

2011

ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное обучение как средство повышения учебной мотивации и образовательной успешности школьников

(на примере предмета «Белорусский язык»)

Современные условия высокотехнологичной образовательной среды позволяют учителю осваивать новые формы продуктивного взаимодействия с учащимися за рамками классно-урочной системы. В данном опыте речь идёт о дистанционном обучении, с помощью которого можно включить механизмы повышения учебной мотивации школьников, обеспечить индивидуальную траекторию повышения их образовательной успешности.

Цель опыта: оптимизация процесса обучения белорусскому языку средствами дистанционного обучения как фактора повышения качества образования.

Анализ существующей практики преподавания белорусского языка обнаруживает противоречия между

- фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика;

- необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;

- настоятельной необходимостью развивать творческий потенциал личности и отсутствием условий для индивидуальной работы с каждым учеником;

- стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовывать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Перед учителем встаёт проблема выбора технологии обучения, позволяющей практически решить эти противоречия и создающей условия для развития способности учащихся к самообразованию.

Автор данного опыта решает эту проблему через внедрение технологии дистанционного обучения как способа оптимальной организации индивидуальных форм внеурочной работы по белорусскому языку.

Создание дистанционных курсов предоставляет учителю уникальную возможность интегрировать современные информационные и педагогические технологии, что является продуктивным средством оптимизации образовательного процесса. При этом для ученика открываются новые возможности повышения своей образовательной успешности в благоприятных для личностного развития условиях. Дистанционное обучение способствует формированию личностной успешности ребенка в силу определённых внутренних и внешних факторов. В частности, внутренними факторами являются психологический комфорт, познавательный интерес, интеллектуальный потенциал. К внешним факторам можно отнести свободу выбора места, времени и режима самостоятельной работы, наличие оперативного контроля, наглядность и анализ ошибок, возможность многократных проб их исправления.

Поэтому ведущей идеей опыта является мысль о том, что создание и внедрение учителем дистанционных курсов в поддержку основного и дополнительного образования будут способствовать оптимизации образовательного процесса и повышению качества знаний учащихся.

Актуальность опыта можно трактовать в широком смысле, апеллируя к утверждению специалистов по стратегическим проблемам образования, которые называют дистанционную форму обучения образовательной системой 21 века. Область общения, информации и знаний в настоящий момент всё больше приобретает телекоммуникационный характер. Исходя из этого, дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных рамок. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

В более узком смысле, применительно к педагогической практике, актуальность опыта заключается в создании эффективной системы сетевого взаимодействия учителя и учащихся в режиме дистанционного обучения как фактора достижения нового качества образования в условиях высокотехнологичной образовательной среды столицы.

Перспективность опыта обусловлена его востребованностью всеми участниками образовательного процесса в условиях развития информатизации, возможностью оперативного обновления содержания, совершенствования и расширения сферы применения (в поддержку основного образования, факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий), открытостью, доступностью, воспроизводимостью.

Несмотря на то, что данный опыт адресован в первую очередь учителям белорусского языка и литературы, он может быть использован как системный подход реализации дистанционного обучения в урочной и внеурочной деятельности учителями других предметов.

В качестве необходимых и достаточных условий его воспроизведения следует назвать наличие персонального компьютера, доступа к сети Интернет, а также регистрации в качестве организатора и тьютора системы дистанционного обучения «Прометей» в центре информационных ресурсов системы образования МГИРО.

Важнейшей предпосылкой возникновения данного опыта стало создание ресурсного центра на базе гимназии и обучение автора на курсах повышения квалификации в МГИРО, впервые организованных в дистанционном режиме, что позволило на своём опыте испытать все преимущества новой формы обучения.

Значимость опыта состоит в том, что его применение позволяет создать гибкую систему взаимодействия, которая направлена на реализацию условий для достижения образовательной и социальной успешности учащихся, эффективного совершенствования профессионального мастерства педагога.

Научно - методическое обоснование опыта строится на понимании информационных технологий обучения «как совокупности теоретических знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении [7]». В дистанционном обучении применимо и другое понимание (его даёт Л.В.Луцевич [10]), которое определяет как способ машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания программных продуктов.

Более широкая трактовка этого термина приведена М.И. Жалдаковым [8]. Он предлагает понимать под информационной технологией обучения совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации. В.Ф.Шолохович [17] определяет информационную технологию обучения с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.

Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два подхода к определению информационной технологии обучения. В первом из них она рассматривается как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов.

Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии. Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении). Исходя из этого, применение компьютерных средств обучения породило многообразие форм и методов организации учебного процесса.

Перед педагогической практикой встали вопросы: какие из них наиболее эффективны и как оптимально сочетать традиционное и компьютерное обучение. В поиске ответов автор апеллирует к мнению учёных, которые высказывают различные точки зрения. Так, А.Г.Молибог отмечает, что педагог должен сочетать занятия в компьютерных классах с занятиями, не требующими применения ЭВМ, так как формализация, свойственная машине, может привести к оскудению языка [11]. По мнению О.П.Таркаевой, эффективное применение компьютерных средств обучения зависит от организационной формы обучения, реализованной с их помощью [15]. Т.И.Сергеева более категорична и считает, что компьютерные средства обучения окажут принципиальное воздействие на учебный процесс только в том случае, если будут включены в новую модель обучения [16]. Автору наиболее близка точка зрения, которая как бы нивелирует две предыдущие точки зрения. Б.Ц.Лалов подчеркивает, что внесение новых элементов в учебную систему требует пересмотра существующих взаимоотношений между элементами этой системы и соответствующих изменений. Без этого невозможно стабилизировать и координировать взаимодействие во вновь построенном комплексе [9]. Действительно, многие трудности, возникающие при использовании информационных технологий обучения, происходят вследствие того, что новые средства применяют с использованием старых методов. Поэтому очень актуально и своевременно предупреждение В.П.Беспалько о необходимости соблюдения принципа целостности проектирования и использования педагогической технологии. «Если в педагогическую систему в качестве технического средства обучения вводится компьютер, то все другие элементы педагогической системы должны быть в такой степени подстроены под него, чтобы получилась качественно новая совершенная педагогическая технология, вычерпывающая все дидактические возможности компьютера» [3 с.28].

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

Сущность опыта заключается в создании авторских дистанционных курсов и разработке методики их использования как средства оптимизации индивидуальной траектории учащихся в изучении белорусского языка.

Методологическую основу опыта составляют современные подходы личностно-ориентированной педагогики, реализованные в условиях высокотехнологичной образовательной среды столицы.

В качестве основных автором определены следующие принципы деятельности:

- системность, предполагающая взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов образовательного процесса: мотивационно-целевого, содержательного, процессуального, ресурсного и контрольно-оценочного;

- интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий;

-содержательная и технологическая преемственность уроков и факультативных занятий;

-оптимальность сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся;

-индивидуализация, которая предполагает опору на познавательные потребности учащихся, учёт их индивидуальных способностей и уровней подготовки, а также обеспечение свободного режима выполнения заданий и выстраивания траектории успеха относительно собственных достижений;

-открытость содержания образования и учебного процесса, предполагающей использование учениками потенциала внутренних и внешних (по отношению к гимназии) возможностей образовательной среды.

Открытый характер опыта обусловлен тем, что автор широко использует возможности информационной образовательной среды столицы, Интернета, ресурсного центра гимназии, постоянно повышает квалификацию, обогащая практику внедрением инновационных идей, мобильно реагируя на запросы времени и конкретные условия применения опыта.

Каждый современный педагог призван решать задачи повышения качества образования (в нашем случае - по белорусскому языку) и поддержания престижа национальной культуры. Это стимулирует учителя к постоянному поиску путей, методов, технологий активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения родного языка. Обучение белорусскому языку в сочетании с престижем компьютера в детской среде способствует повышению учебной мотивации и воспитанию гражданской позиции школьников. Поэтому дистанционные технологии автор рассматривает как эффективное средство оптимизации образовательного процесса по белорусскому языку, выделяя ряд существенных преимуществ.

Главным действующим лицом становится ученик, а целью обучения – приобретение им способности к самообразованию как ключевой компетенции, востребованной в современном обществе. Роль учителя трансформируется от передачи готовых знаний к целенаправленному и методически организованному руководству учебно-познавательной деятельностью и развитием личности, средствами электронных и телекоммуникативных средств.

Не менее важным преимуществом дистанционного обучения перед традиционным является возможность получать необходимые знания на расстоянии с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Будучи очень гибкой системой дистанционное обучение позволяет каждому участнику учебного процесса выбирать удобное время и место для занятий. Снимаются проблемы поиска и приобретения учебных материалов и пособий при сохранении возможности удовлетворить свои дополнительные образовательные потребности.

В автоматизированной системе дистанционного обучения контроль приобретаемых знаний носит объективный характер. Он может быть детальным и позволяет ребёнку адекватно оценивать свои знания и выстраивать траекторию успеха. Учитель-тьютор имеет возможность осуществлять действенный контроль за качеством усвоения материала и темпом работы каждого ученика, а анализ типичных ошибок ориентирует его на выбор содержания и уровня подачи материала на уроках. Таким образом учитель «включает» дополнительные стимулы к познавательной деятельности учащихся в индивидуальном режиме. В то же время разработка, подбор и размещение дидактических материалов и практических заданий для учащихся в электронном виде позволяет учителю экономить время и материальные ресурсы. [методические рекомендации]

Опыт автора показал, что дистанционное обучение может значительно облегчить деятельность учителя в случаях, когда нужно обеспечить обучение учащихся на дому, в санатории или больнице (при условии, что ребёнок имеет персональный компьютер и доступ в Интернет).

Наличие постоянной обратной связи позволяет учителю вносить изменения и дополнения, постоянно совершенствуя дидактический и методический аппарат курса. Таким образом работа по созданию и внедрению предметных дистанционных курсов способствует повышению уровня информационной культуры учителя и его профессиональной компетентности.

Отличительными чертами опыта внедрения дистанционного обучения, определившими его содержание и структуру, являются продуктивная ориентация обучения и приоритет деятельностного содержания перед информационным. Это проявляется как в логике построения курсов, где значительная доля отводится практическим и тренинговым заданиям, так и в особенностях методики использования дистанционного обучения в системе работы учителя-предметника.

Полноценный проект дистанционного курса состоит из инструктивного блока, информационного блока (подсистема библиотеки), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.

Алгоритм взаимодействия учителя-тьютора с учащимися-слушателями курса отражает механизмы реализации возможностей дистанционного обучения, представленные в опыте.

Таблица 1. Алгоритм дистанционного обучения

Слушатель

Начало изучения курса

Учитель


Новизна опыта
 заключается в создании трёх авторских дистанционных курсов по белорусскому языку для учащихся 5-11 классов и разработке методики их органичного включения в традиционную систему преподавания предмета.

Хронология создания опыта:

2008/2009 уч. г. – создание и апробация дистанционного курса «Беларуская мова і літаратура» (5-11 класс) в поддержку основного образования;

2010/2011 уч. г. - создание и апробация межшкольного дистанционного курса «Практыкум па беларускай мове» (11 класс) в поддержку факультативных занятий;

2011/2012 уч. г. – создание и апробация межшкольного дистанционного курса «Вывучаем беларускі правапіс» (7-9 класс) в поддержку факультативных занятий.

Логика построения каждого курса предполагает наличие базового теоретического материала, разноуровневых практических заданий для закрепления и тренинга, контрольных тестов по всем темам школьной программы по белорусскому языку. Дидактический аппарат курса располагает необходимыми средствами для организации самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе, но при этом учитель-тьютор имеет возможность сканировать данные, характеризующие степень активности и результативности работы каждого слушателя. Анализ полученных данных позволяет учителю проводить оперативный мониторинг уровня усвоения темы различными учениками, учитывать слабые стороны и пробелы в знаниях при организации работы на уроках, а также вносить оперативные изменения и дополнения в материалы курса.

Самостоятельная работа учащихся в СДО по курсу «Беларуская мова і літаратура» (5-11 класс) включает изучение теоретических материалов, размещённых в подсистеме библиотеки. [Приложение 1. Подсистема библиотеки]

Материалы подобраны таким образом, чтобы помочь учащимся преодолеть трудности в понимании материала, заострить их внимание на языковых тонкостях и исключениях, привести в систему ранее пройденный и новый материал. Последнее обстоятельство особенно актуально, учитывая то, что школьный учебник не может вместить теоретический материал всего курса белорусского языка.

Благодаря подсистеме библиотеки дистанционного курса и адресному подходу учителя, который подбирает и размещает материал нужного для данной возрастной группы объёма и содержания, ученик экономит время на поиске информации в разных источниках и избегает проблемы двоякого толкования одних и тех же языковых явлений у разных авторов. [Приложение 2. Материалы библиотеки курса]Структурированность информации в подсистеме библиотеки позволяет работать с теоретическим материалом избирательно, уточняя и закрепляя те правила, на которые были допущены ошибки. Также он используется учащимися при подготовке к тематическому контролю в форме теста, так как даёт возможность оперативного поиска необходимого ответа на вопрос.

Находкой автора является создание в подсистеме библиотеки банка экзаменационных материалов за курс базовой школы. Работая в формате «слепых диктантов» (тексты с пропущенными буквами и знаками препинания), учащиеся самостоятельно совершенствуют свою орфографическую и пунктуационную грамотность. Такая форма подготовки к сдаче экзамена за курс базовой школы пользуется большой популярностью у девятиклассников и встречает одобрение их родителей. Учитель обязательно осуществляет проверку системной работы с текстами диктантов, контролируя в том числе и выполнение работы над ошибками. Эффективность такой работы подтверждается положительной динамикой результатов итоговой аттестации учащихся по белорусскому языку за курс базовой школы в 2010, 2011 годах по сравнению с 2009 годом, когда этот материал ещё не был размещён в дистанционном курсе.

Таблица 2. Результаты учебной деятельности учащихся 9 класса

Использование возможностей подсистемы библиотеки позволяет также оптимизировать работу с учащимися, которые находятся на лечении дома, в больнице или на оздоровлении в санатории. С помощью электронной почты учитель осуществляет связь с учеником, оказывая ему поддержку в самостоятельном овладении учебным материалом. Алгоритм прост: ученик самостоятельно изучает новый материал из библиотеки дистанционного курса, выполняет практические задания по закреплению материала, а учитель отслеживает процесс, анализирует ошибки, высылает разъяснения и дополнительные задания.

Ещё одним приёмом организации самостоятельной работы учащихся по использованию систематизированных материалов библиотеки является практика создания групповых мультимедийных мини-проектов по проблемным вопросам белорусского языка, что способствует развитию навыков работы в команде, умений выделять главное, чётко и доступно излагать учебный материал. [Приложение 3. Групповой мультимедийный мини-проект]

Подсистема библиотеки имеет возможность разграничивать доступ участников учебного процесса: учитель может заблокировать определённый материал. Автор использует эту функцию для организации творческой работы учащихся следующим образом. После изучения темы ученики, разделившись на группы, самостоятельно готовят теоретический материал в электронном формате для библиотеки курса. После защиты ученических работ учитель представляет свой материал. По итогам коллективного обсуждения выбирается лучший вариант, он и размещается в библиотеку курса.

Важную роль играет диагностическая функция библиотеки. Анализ статистики обращений слушателей к материалам библиотеки позволяет получить сведения о том, кто, когда и сколько времени затратил на работу, сколько раз и к каким материалам обращался пользователь. Учитель может грамотно распорядиться этой информацией для поощрения отдельных учащихся и коррекции деятельности других, а также для информирования родителей.

Объективную оценку знаний обеспечивает подсистема тестирования, которая реализует проверку учебных достижений. Во взаимодействии с подсистемой отчётов она позволяет ученику, родителям и учителю получить статистические данные, которые позволяют делать выводы о достижениях учащихся, выявлять трудности в изучении того или иного материала. [Приложение 4. Тест по теме «Падагульненне вывучанага ў 5 класе»] Учебные достижения слушателей оцениваются в режиме самопроверки или экзамена, параметры которых задаются учителем-тьютором в соответствии с уровнем знаний и потребностей учащихся. После завершения теста подсистема подсчитывает набранный балл и демонстрирует отчет, включающий, в частности, информацию о времени, затраченном на выполнение теста, количестве заданных вопросов и правильных ответов. В отчете указывается, сколько баллов набрано, максимальный балл для этого теста и проходной балл. Помимо общей статистики, в отчет включаются данные по каждой секции теста (сколько вопросов задано, сколько правильных ответов получено, максимальный балл, набранный балл).

Автор опыта придаёт большое значение формулировке каждого из вопросов теста, вариантов правильных ответов и пояснений к ним. [Приложение 5. Просмотр результатов выполнения теста]

Немаловажное значение для развития осознанной самостоятельной деятельности учащихся по самоконтролю и закреплению знаний имеет функция нелинейного выполнения теста, т.е. возможность выполнять задания в свободном порядке, возвращаться к пропущенным вопросам.

В отличие от режима самопроверки режим тренинга позволяет слушателю посмотреть правильный ответ, проанализировать, в чём заключалась его ошибка и повторить нужный материал.

Режим экзамена предлагает контрольный тест, который слушатель может выполнить только один раз в определённый учителем промежуток времени.

Опыт автора показывает, что важная роль в подсистеме тестирования принадлежит организации работы над ошибками, которая осуществляется как в индивидуальном режиме дистанционного курса, так и в процессе фронтальной работы на уроке.

Система тестирования дистанционного курса «Беларуская мова і літаратура» (5-11 класс) включает 62 авторских теста по всем темам белорусского языка школьной программы.

Они используются и другими учителями для организации контроля знаний на уроках белорусского языка, который проводится в компьютерном кабинете с помощью учебно-методического программного комплекса «Десятибалльный мониторинг», а также гимназистами для самостоятельной проверки и закрепления знаний, при подготовке к предметной олимпиаде и тестовому контролю в конце каждого тематического блока. Эта функция дистанционного курса особенно активно востребована на третьей ступени обучения для организации самостоятельной подготовки старшеклассников к централизованному тестированию. По оценке выпускников 2008 и 2011 годов, которые являлись пользователями дистанционных курсов по белорусскому языку, работа с тестовыми программами позволила им раньше других начать системную подготовку к централизованному тестированию, что помогло снятию психологического напряжения и укрепило веру в свои силы[Приложение 6. Отзывы выпускников]

Реализация автором принципа целостности применения педагогической технологии с использованием компьютерных средств обучения стала возможной в условиях высокотехнологичной среды гимназии. Используя технические возможности кабинетов ресурсного центра (мобильные классы и выход в Интернет) автор практикует интерактивные формы организации индивидуальной познавательной деятельности учащихся в ходе урока.

Приведём пример. Ученик получает маршрутный лист, где указаны тесты, которые ему предлагается выполнить по выбору за определённое время урока, указав в специальной графе результаты. В конце урока, рефлексируя проделанную работу, учащийся делает публичный вывод, какие вопросы темы он усвоил, а какие требуют доработки и составляет собственный маршрут дальнейшей работы в дистанционном режиме. Учитель оценивает работу учащихся, вносит необходимые коррективы и даёт рекомендации. Таким образом, учащиеся получают адресную поддержку учителя, формируя собственную траекторию достижения успеха. [Приложение 7. План-конспект урока]

Эффективным, по мнению автора, является приём включения учащихся в работу по составлению тестов. После корректировки учителем и апробации на уроках тесты могут быть размещены в подсистеме тестирования дистанционного курса или учебно-методического программного комплекса «Десятибалльный мониторинг».

Таким образом, подсистема тестирования позволяет осуществлять системный и последовательный контроль знаний, своевременно и оперативно реагировать на затруднения и пробелы в усвоении материала каждым слушателем, объективно оценить качество знаний, используя программные возможности дистанционного курса.

В тесной связке с подсистемой тестирования используется подсистема отчётов, которая предназначена для ведения статистики по учебному процессу дистанционного курса. Она представлена в виде различных специализированных отчетов: успеваемости любого ученика, успеваемости по отдельно взятому тесту, успеваемости по классу, анализа сложности вопросов любого теста и отчёт о посещении курса слушателем. Особое значение для учителя имеет отчёт анализа сложности вопросов теста, который позволяет судить о том, какие вопросы и темы усвоены учащимися в полной мере, а какие вызывают затруднения. Руководствуясь этими данными, учитель планирует свою деятельность на уроках и разрабатывает новые задания для размещения в дистанционном курсе. [Приложение 8. Анализ сложности вопросов теста]

Внедрение дистанционного курса «Беларуская мова і літаратура» не только получило одобрение и поддержку среди гимназистов, которые стали слушателями (их число составило 259 человек), но и заинтересовало учащихся из других учреждений образования Ленинского района. Так возникла идея организации межшкольных дистанционных курсов в поддержку факультативных занятий.

Созданный автором в СДО «Прометей» межшкольный дистанционный курс «Практыкум па беларускай мове» адресован учащимся 11 классов и позволяет осуществить системное повторение материала за курс средней школы для подготовки к выпускным экзаменам и сдаче централизованного тестирования в индивидуальном режиме самостоятельной работы. Особенностью курса является комбинация очно-заочных форм взаимодействия учителя-тьютора со слушателями. Так, установочное занятие проводится на базе ресурсного центра гимназии. Учащиеся регистрируются, получают необходимые инструкции, методические рекомендации по работе в системе дистанционного обучения и способам общения с учителем-тьютором средствами электронной почты.

Контроль знаний осуществляется в подсистеме тестирования, рекомендации по работе над ошибками слушатели получают индивидуально в электронном виде. [Приложение 9. Задание для слушателей межшкольного факультативного курса]

В этом учебном году начал работу ещё один межшкольный дистанционный курс в поддержку факультативных занятий «Вывучаем беларускі правапіс» для учащихся 7, 9 классов школ Ленинского района. Выбор именно этого факультативного курса продиктован временем: вступили в действие новые правила белорусской орфографии и пунктуации. Большим подспорьем для всех участников образовательного процесса стали рекомендованные Национальным институтом образования учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий в переходный период. Однако практика показала, что один час факультативного занятия в неделю не позволяет в полной мере проработать теоретический материал и закрепить знания учащихся. Первод курса в дистанционный формат даёт возможность учащимся закреплять знания в индивидуальном режиме путём многократных тренингов и закрепления материала. Нами используется комбинированная форма очно-дистанционного обучения. Учащиеся самостоятельно изучают теоретический материал, размещённый в подсистеме библиотеки курса, а закрепляют его непосредственно на очном занятии под руководством учителя-тьютора. Такая интегрированная форма позволяет гораздо больше времени уделить практическому закреплению и систематизации знаний, умений и навыков учащихся, совершенствованию их орфографической грамотности.

Таким образом, интеграция дистанционного обучения в образовательный процесс позволяет решать стратегичекие задачи развития информационного пространства гимназии, оптимизации использования информационных ресурсов для формирования готовности учащихся к саморазвитию и самореализации в динамично меняющихся социально-экономических условиях жизни.

Любой успех ребёнка невозможен без поддержки родителей. Их мнение и участие в образовательном процессе имеет большое значение. Анкетирование родителей учащихся, работающих в системе дистанционного обучения по белорусскому языку, доказывает популярность новой формы обучения. Среди положительных факторов родители отмечают повышение учебной мотивации детей и интереса к предмету, формирование умений самостоятельной работы и организации свободного времени, рост их образовательной и социальной успешности. Многие родители с удовлетворением восприняли появившуюся возможность отслеживать траекторию учебных достижений своего ребёнка, иметь объективную информацию об уровне его знаний и активности занятий на разных этапах обучения. Разумеется, только они могут обеспечить полную самостоятельность ребёнка при выполнении заданий в дистанционном режиме. Учитель-тьютор, учитывая это обстоятельство, включает в программу обучения обязательную очную проверку знаний в компьютерном классе гимназии с помощью тестирующей среды «Десятибалльный мониторинг» [Приложение 10. Анкетирование и отзывы родителей] .

Почти четырёхлетний опыт работы автора с технологией дистанного обучения свидетельствует о результативности новой формы организации образовательного процесса по белорусскому языку. Навыки работы в системе дистанционного обучения «Прометей» стимулируют активное и результативное участие гимназистов в Интернет-олимпиадах по белорусскому языку и литературе. Теоретический материал, размещённый в курсе «Беларуская мова і літаратура» дал возможность ученикам старших классов успешно подготовиться к третьему этапу Республиканской олимпиады 2010 года. Регулярная самостоятельная работа позволила выпускнику 2009 года Макоеду Игорю получить 100 баллов на ЦТ по белорусскому языку. Пять гимназистов 10 классов в 2010 году завоевали дипломы на олимпиаде «Абитуриент БГУ». [Приложение 11. Результативность]

Признание коллег и востребованность опыта в системе столичного образования также являются подтверждением его эффективности. Автор имеет публикации по методике внедрения дистанционных курсов обучения по белорусскому языку в педагогических изданиях («Столичное образование сегодня» № 11, 2010). Опыт не раз представлялся на районных и городских методических мероприятиях, научно-практических семинарах, в рамках проведения городского очно-дистанционного конкурса «IT-регион:minsk. edu.by» в номинации «IT-лаборатория общественно-гуманитарного цикла», на выставке передовых достижений в области образования на республиканском совещании педагогических работников в августе 2011 года. [Приложение 12. Методические мероприятия по распространению опыта].

Таким образом, высокотехнологичная образовательная среда столицы позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, достигая его наибольшей эффективности. Конкуренция на современном рынке труда очень высокая, и успешным в плане профессиональной карьеры может стать только тот, кто способен самостоятельно работать, определять проблемы, находить пути их решения, распределять своё время и нести ответственность. Ключевым направлением опыта стало формирование этих личностных качеств как наиболее актуальных для успешности индивидуальной образовательной траектории ученика.

Представленный опыт может быть полезен как молодым, начинающим, так и опытным педагогам, которые могут творчески использовать ведущую идею опыта, а также методы и приёмы внедрения дистанционного обучения для оптимизации использования информационных ресурсов и предотвращения учебных нагрузок в силу рационального и продуктивного использования времени учителя и учащихся.

Литература

1.​ Андреев А.А., Барабанщиков А.В. и др. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно-методический сборник. – М.: ВУ, 1996. - 103 с.

2.​ Андреев Г.П. Некоторые проблемы компьютеризации учебного процесса в вузах // Военная мысль. - 1995. –№ 9. - С. 63-69.

3.​ Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

4.​ Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования : Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 265 с.

5.​ Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий. // Информационные технологии. - 1996. - № 2. - C.10-13.

6.​ Интернет: www.dist-edu.ru; www.hse.ru; www.ui.usm.ru.

7.​ Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник /Под ред. В.И.Гриценко, А.М.Довгяло, А.Я.Савельева. - Киев: Наукова думка, 1992. - 652 с.

8.​ Компьютерные технологии в высшем образовании /Ред.кол.: А.Н.Тихонов, В.А.Садовничий и др. - М.: Изд.МГУ, 1994. - 370 с.

9.​ Лалов Б.Ц. Дидактические основы использования автоматизированных средств обучения: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М.: МГПИ, 1982. - 21 с.

10.​  Луцевич Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГУ, 1986, - С. 33-39.55.

11.​  Молибог А.Г. Программированное обучение. - М.: Высшая школа, 1970. - 199 с.

12.​  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

13.​  Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5. -С.7-12.

14.​  Сергеева Т.И. Новые информационные технологии и содержание обучения //Информатика и образование. - 1991, -№ 1, - С. 3-10.

15.​  Таркаева О.П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Казань: КГПИ, 1987. - 27 с.

16.​  Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.

17.​  Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. док. пед. наук. - Екатеринбург: УГППУ. 1995. -45 с.

Приложение 1

Подсистема библиотеки дистанционного курса

Приложение 2

Пример теоретического материала, размещённого в библиотеке курса

ПАМЯТКА

Правапіс прыслоўяў

АСОБНА пішуцца прыслоўі

-​ калі паміж прыназоўнікам можна ўставіць азначэнне :

папаў у тупік ( папаў у такі тупік), у момант ( у такі момант);

-​ калі ў сказе прысутнічаюць паясняльныя словы да адпаведных назоўнікаў :

на ніз шахты, у пачатку дня, на верх гары, на векі вечныя;

-​ калі назоўнік спалучаецца з нязменнымі словамі, якія ўжываюцца ў дадзеных выпадках у значэнні назоўнікаў :

адкласці на заўтра, рабіць за дзякуй, бралася на відно, з цямна да відна;

-​ калі назоўнік у пэўным ( адным) значэнні захаваў хаця б некаторыя склонавыя формы з прыназоўнікамі ( за выкл. назоўнікаў верх , ніз , бок , вечар і г.д.) праз меру – па меры, у меру; на памяць – на памяці, па памяці; на карачкі – на карачках; у пару – да пары, не ў пару;

-​ калі ёсць наступныя прыназоўнікі:

БЕЗ : без упынку, без аглядкі, без разбору, без толку, без канца; але бясконца;

ДА : да зарэзу, да адвалу, да ўпаду, да смерці;

НА : на бягу, на ляту, на хаду, на віду, на смак, на слых, на смех, на жаль, на славу, на вока;

З : з разбегу, з разгону, з размаху, з ходу, з гарачкі;

- спалучэнне адмоўяў не, ні з прыназоўнікавымі формамі назоўнікаў : не ў меру, не да твару, не пад сілу, ні за грош;

- спалучэнні назоўнікаў і поўных прыметнікаў, якія пачынаюцца галоснага (акрамя о,у), з прыназоўнікам у : у адзіночку, у абцяжку, у абхват, у абрэз, у адкрытую;

- выразы усё роўна, усё адно, як бачыш, як след, з верху да нізу, з нізу да верху,з вечара да ранку, з ранку да вечара, стаяць не на жыццё, а на смерць.

Приложение 3.

Групповой мультимедийный мини-проект

Приложение 4

Тест по теме «Падагульненне вывучанага ў 5 класе»

Тест

Падагульненне вывучанага ў 5 класе

Курс

Беларуская мова і літаратура

Описание

Тэматычны кантроль 5 клас

Проходной балл

100

Время на тест

120

Секция

Перемешивать вопросы

Представлять вопросов (%)

Вопросов

Варыянт 1

100

10

Вопрос 1: Адзначце неразвітыя сказы.

Што на сабе не ўчуеш?

Адчыніліся ціхенька дзверы.

Закончыліся экзамены.

Апускалася сонца.

Вопрос 2: Якое слова з'яўляецца акалічнасцю ў сказе: На ўсходзе залаціўся край неба.

на ўсходзе

залаціўся

край

неба

Вопрос 3: У якіх словазлучэннях правільна вызначаны галоўныя словы?

ІМКНЕЦЦА ў далечыню

БЛУКАЕ радасна

наша СПРАВА

ТОНКІ кужаль

Вопрос 4: У якіх сказах дапушчаны пунктуацыйныя памылкі?

Дажджу прасіла ўсё пад небам: густое голле вішняку, бары, патрэсканая глеба і абамлелая рака.

Усё: і хмурае неба, і мёрзлая чорная зямля было ахоплена нечым сумным, халодным і грозным.

І луг, і поле, і горкі, усё засыпана белым халодным пухам.

Хоць сонца свяціла, але ўжо не грэла.

Вопрос 5: Адзначце сказы са звароткамі (знакі прыпынку не пастаўлены).

Так, ты будзь кім хочаш, толькі вырасці.

Дзень добры вам лясы і далі прасторы вольныя зямлі!

О Нёман о бацька Нёман як сонца, як дзень дарагі!

Вопрос 6: У якіх словах трэба ўставіць апостраф?

пер..е

павіл..ён

куп..ё

салаў..ём

аб..ект

Вопрос 7: У якой групе слоў ётавыя галосныя ва ўсіх словах абазначаюць два гукі?

здаровацца, бур'ян, яднацца, п'яўка

здароўе, бур'ян, яднацца, п'яўка

здароўе, бур'ян, яднацца, піць

здароўе, бур'ян, уздзейнічаць, п'яўка

Вопрос 8: У якіх словазлучэннях выдзеленыя словы маюць пераноснае значэнне?

ЦЯЖКАЯ ноша

ЦЯЖКІ позірк

КАРОЛЬ танца

КАРОЛЬ дзяржавы

варожы СТАН

гібкі СТАН

Вопрос 9: Колькі літар і гукаў у слове З'ЯЗДЖАЛІСЯ?

9 літар, 10 гукаў

10 літар, 11 гукаў

10 літар, 9 гукаў

10 літар, 10 гукаў

Вопрос 10: Якія спалучэнні слоў з'яўляюцца словазлучэннямі?

не ўмець

няшчасны чалавек

калі ласка

сядзець і маўчаць

звярнуць увагу

мноства баравікоў

Приложение 5

Просмотр результатов выполнения теста

Отчет о тестировании

Поздравляем, Вы успешно сдали тест!

Тест

Просты сказ

Слушатель

Кабанчук Настя гимназия№1

Курс

Беларуская мова і літаратура

Срок жизни допуска

04.10.2011:18:07 — 04.10.2011:20:07

Сдача теста

04.10.2011:18:07 — 04.10.2011:19:36

Затрачено времени

1 час. 29 мин. 2 сек.

Время на сдачу

120 мин.

Состояние завершения

завершен

Представлено вопросов

30

Правильных ответов

30

Макс. балл

30

Проходной балл

22,5 (75%)

Набрано баллов

30 (100%)

Тест сдан

Секция

Вопросов

Правильно

Макс. балл

Набранный балл

варыянт 1

30

30

30

30 (100%)

[только неправильные вопросы]

Прав.

Ваш

 

Людзі хочуць, каб спяваў ім лес або калыханку, або сонечную мелодыю маладой свежасці і весялосці.

З раніцы сеяў шэры дождж, надакучлівы і дробненькі, як камарыны піск.

Малады фарсісты грыб, нібы рыжанькі хлопчык, хітра пазірае з абляцелай карычнева-залатой лістоты.

У маляўнічым сяле Паўлыш паміж акацый, груш, яблынь і мноства кветак, пасаджаных рукамі настаўніка, гудзе яго школа.

Назаўтра Міша вярнуўся з новай школы, радасны ад уражанняў.

Прав.

Ваш

 

Канчаецца ліпень.

Старая прыдарожная сасна.

Адной рукой і вузла не завяжаш.

Змрочна і шэра.

Шмат ты дзяцей узгадавала, зямля - наша родная Маці.

Прав.

Ваш

 

Любоў і праўда_вечныя святыні.

Знайсці падкову_шчасце.

Факты, як вядома,_рэч упартая.

Магутнае дрэва_дуб.

Гераізм_гэта найвышэйшае праяўленне смеласці.

Приложение 6

Отзывы выпускников

Дистанционное обучение помогло мне сэкономить много времени. Это очень удобная и эффективная форма работы. По моему мнению, дистанционное обучение – это неотъемлемая часть современного учебного процесса. Также это не только хороший способ усвоить новый материал, но и отличная возможность заинтересовать учеников любого возраста.

Русак Анна, выпускница 2010 года

Дистанционное обучение – это отличный способ получения и тестирования знаний. Как замечательно, что у меня была возможность работать в дистанционном режиме! Дистанционка имеет огромное количество плюсов, прежде всего, обучаться можно дома, сразу узнаёшь результат тестирования и можешь поработать над своими ошибками. Это отличный способ получения знаний.

Стреха Ирина, выпускница 2011 года

Таблица 3. Результаты анкетирования учащихся

год

класс

Кол-во анкети

руемых

Нужен ли дистанционный курс по бел. языку?

Помогает ли он вам в учёбе?

Куда чаще всего вы обращаетесь за ответом на вопрос: а) к справочной литературе, б) к учителю, в) к родителям, г) к материалам дистанционного курса?

2009

5

9

10

20

22

24

20

22

24

20

22

24

б) 5, г) 15

г) 22

г) 24

2010

6

10

11

20

22

24

20

22

24

20

22

24

б) 3, г) 17

г) 22

г) 24

2011

5

7

9

20

19

24

20

19

24

20

19

24

б) 6, в) 2, г) 12

б) 4, г)15

г) 24

Приложение 7

План-конспект урока

Тэма. Назоўнік. Сістэматызацыя вывучанага

Мэта: паўтарыць і сістэматызаваць вывучаны матэрыял, засяродзіўшы ўвагу на ўменні адрозніваць лексіка-граматычныя разрады назоўнікаў у тэксце, садзейнічаць развіццю арфаграфічнай граматнаці, камунікатыўных навыкаў вучняў, іх цікавасці да вывучэння беларускай мовы, выхоўваць кемлівасць, павагу да аднакласнікаў, пашану да бацькоў.

Тып урока: урок паўтарэння і сістэматызацыі ведаў.

Абсталяванне: інтэрактыўная дошка, 4 ноўтбукі з электронным сродкам навучання “Беларуская мова”, дыдактычны матэрыял, маршрутныя лісты, партрэт У.Караткевіча.

Метады навучання: часткова-пошукавы, тлумачальна-ілюстратыўны, праектны.

Формы арганізацыі пазнавальнай дзейнасці: калектыўная (работа ў групах), індывідуальная, франтальная.

Тэхналагічныя падыходы: асобасна-арыентаваны, інфармацыйна-кампютарны

Ход урока

1.​ Арганізацыйна-матывацыйны этап

Сябры мае! Я вельмі рада ўвайсці ў прыветлівы ваш клас!

І для мяне ўжо ўзнагарода- увага ваша.

Я ведаю, што кожны ў гэтым класе геній,

Але без працы талент ваш не ў прок.

Скрыжуйце шпагі вашых думак-

Мы створым з вамі наш урок!

2. Сумесная дзейнасць па пастаноўцы мэты ўрока

Мы закончылі вывучэнне тэмы “Назоўнік”, і сёння ў нас апошні ўрок. Давайце паспрабуем разам сфармуляваць задачы на гэты час. А дапаможа вам у гэтым пачатак сказаў на дошцы: Павінны ўспомніць… Замацаваць веды пра … Праверыць, як засвоілі … Вучыцца правільна … (Адказы вучняў)

Настаўнік: А яшчэ мы сёння з вамі ўспомнім пра Уладзіміра Караткевіча, якому 26 лістапада споўнілася б 80 гадоў. Сённяшні наш урок будзе прысвечаны вельмі важнай, на мой погляд, праблеме узаемаадносін бацькоў і дзяцей, ролі сям’і ў жыцці чалавека.

3.​ Актуалізацыя суб’ектыўнага вопыту вучняў

Давайце запішам у сшыткі чысло. Звярніце ўвагу: сямнаццатага па новых правілах пішацца з літарай Я ў першым складзе перад націскам. Якія яшчэ словы з такой жа арфаграмай змянілі сваё напісанне? (Вучні запісваюць на дошцы і ў сшытках словы дзявяты, дзясяты, васямнаццаць і фармулююць правіла).

4. Падрыхтоўка да актыўнага і ўсвядомленага паўтарэння вучэбнага матэрыялу

Слова настаўніка. Да сённяшняга ўрока вы групамі працавалі над міні праектамі “Назоўнік і яго граматычныя прыметы”, “Лексіка-граматычныя разрады назоўнікаў”, “Канчаткі назоўнікаў” і “Правапіс назоўнікаў”. Зараз мы ўбачым, што ў вас атрымалася. Адзін чалавек з кожнай групы працуе з ЭСН “Беларуская мова”. Выбіраем любы маршрут (гл. Дадатак) у залежнасці ад таго, што вы хацелі б замацаваць па тэме “Назоўнік” і 7 хвілін працуем самастойна, побач з тэстамі адзначаем колькасць няправільных адказаў. А мы пачынаем абарону праектаў.

5.​ Паўтарэнне і сістэматызацыя вучэбнага матэрыялу

1.​ Індывідуальная работа з электронным сродкам навучання

2.​ Абарона вучнёўскіх праектаў

​ Перш-наперш давайце ўспомнім, што ж такое назоўнік, яго граматычныя разрады. Адна з груп падрыхтавала прэзентацыю. Карыстаючыся ёю, усе разам давайце ўспамінаць. (Настаўнік дэманструе прэзентацыю, вучні з другіх груп каменціруюць слайды.)

​ Выкананне практычнага задання.

У кожнага на парце тэкст-урывак з казкі У.Караткевіча “Нямоглы бацька”. Запісаць словы ў дужках у патрэбнай форме.

Быў калісьці ў людзей на (зямля)………………… такі паганы звычай: не карміць старых (бацькі)…………………… Як убачаць, што маці або бацька больш ахвотна на (сонейка) ………………… грэецца, чым косіць ці жне, дык адразу завозяць іх на (калёсы)…………………… або на (сані) ……………………у глухі лес, пакідаюць трохі (ежа)…………… і едуць дахаты. А калі тыя хлеб з’ядуць, то або памруць з (голад)…………………, або застынуць, або дзікая зверына іх разарве. Адвозіў чалавек у лес старога (бацька)………………. і ведаў: ягонае дзіця тое самае з ім зробіць. Як ты віншуеш, так і табе дзякуюць. Бо жылі тыя людзі па адзіным (закон) …………… - (закон)………………….. (карысць)…………………… .

​ Гутарка па змесце тэксту.

1.​ З якога вядомага вам твора гэты ўрывак? Хто яго аўтар?

2.​ Хто пераступіў такі закон карысці і як да гэтага аднесліся людзі?

3.​ Якая асноўная думка казкі?

4.​ Ці згодны вы з яе аўтарам? Ці актуальная казка сёння?

5.​ Што вы ведаеце пра У.Караткевіча?

6.​ Звярніце ўвагу на партрэт. Як вам здаецца, якім чалавекам быў Караткевіч?

​ Падкрэсліце ў тэксце рознаскланяльныя назоўнікі .

​ Выпішыце: першы варыянт назоўнікі, якія ўжываюцца толькі ў адзіночным ліку, другі варыянт- толькі ў множным.

​ Які назоўнік ва ўсіх склонах мае аднолькавую форму?

​ Растлумачце правапіс канчаткаў у назоўніках на зямлі, на сонейку, з голаду, па законе.

-​ Ці важна правільна пісаць канчаткі ў назоўніках?

​ Група прадстаўляе інсцэніроўку сваёй казкі (або рэбусы) пра канчаткі назоўнікаў.

-​ Што яшчэ трэба ведаць, каб правільна напісаць канчатак назоўніка?

​ Група прадстаўляе крыжаванку “Лексіка-граматычныя разрады назоўнікаў”. Усе разам адгадваем з дапамогай інтэрактыўнай дошкі.

​ Выкананне практычнага задання.

1.​ Першы рад выпісвае з тэксту абстрактныя назоўнікі, другі рад- зборныя, трэці рад- рэчыўныя.

2.​ Знайдзіце лішні назоўнік і абгрунтуйце сваю думку:

людзі, бацькі, зверына, дзіця. (Адказ: зверына-гэта неадушаўлёны назоўнік, хоць і абазначае сукупнасць жывых істот)

3.​ Выпішыце з тэксту назоўнікі з арфаграмамі і растлумачце іх. (Адказ: людзей, зямлі, бацькоў, сонейку,голаду, зверына, чалавек, дзіця, карысці.)

​ Выкананне тэста ў праграме “Дзесяцібальны маніторынг” (калектыўная праца) на інтэрактыўнай дошцы па тэме “Правапіс назоўнікаў”, падрыхтаванага трэцяй групай.

6.​ Падагульненне. Вывады па выкананні пастаўленай мэты

Ці выканалі мы пастаўленыя задачы? (Зварот да сказаў на дошцы. Вучні агучваюць, што мы ўспомнілі, пра што замацавалі веды, праверылі як засвоены…, вучыліся правільна выказваць свае думкі, фармуляваць адказы на пытанні, прыйшлі да высновы , што бацькі – гэта самае дарагое, што ёсць у чалавека).

Маршрут 1

Беларуская мова

Тэсты

Режим тестирования

Фиксированный самоконтроль

Комплект тестов

Назоўнік

Доступные тесты

Групы назоўніка па значэнні (любы тэст)

Адушаўлёныя і неадушаўлёныя наз. Т-4

Род назоўнікаў Т-3

Лік назоўнікаў Т-3

Рознаскланяльныя назоўнікі Т-2

Род, лік, склон Т-1

Маршрут 2

Беларуская мова

Тэсты

Режим тестирования

Фиксированный самоконтроль

Комплект тестов

Правапіс назоўніка

Доступные тесты

Правапіс канчаткаў наз. 1 скл. адз.л. Т-1

Правапіс канч. наз. 2 скл. адз.л. (любы тэст)

Правапіс канчаткаў наз. у мн.л. Т-2

Правапіс суфіксаў назоўнікаў Т-2

Маршрут 3

Беларуская мова

Тэсты

Режим тестирования

Фиксированный самоконтроль

Комплект тестов

Тэматычная дыягностыка

Доступные тесты

Назоўнік (50)

Правапіс назоўніка (62)

7.​ Самаацэнка і ўзаемаацэнка дзейнасці вучняў на ўроку

Вучні, хто працаваў з ЭСН даюць ацэнку вынікам сваёй работы, другія вучні рэцэнзуюць работу груп над праектамі.

8.​ Падвядзенне вынікаў.

Выстаўленне і каменціраванне адзнак настаўнікам.

Тлумачэнне дамашняга задання: Выпісаць прыказкі па тэме “Сям’я, бацькі” або праца з тэстам у СДН “Праметэй” па тэме “Назоўнік”.

Маршрутны ліст

Приложение 8

Анализ сложности вопросов теста

Приложение 9

Задание для слушателей межшкольного факультативного курса

Тэма 1. Марфемная будова слова. Словаўтварэнне.

Марфема (прыстаўка, корань, суфікс, канчатак)- найменшая структурная частка слова, якая выражае пэўнае лексічнае ці граматычнае значэнне.

У зменных самастойных словах выдзяляюцца аснова і канчатак, а ў нязменных (прыслоўе, дзеепрыслоўе, інфінітыў) – толькі аснова. Аснова- частка слова без канчатка ці ўсё нязменнае слова. Асновы бываюць невытворныя, вытворныя, утваральныя. Невытворная аснова складаецца толькі з кораня: парт-а. Вытворная аснова складаецца з корана і іншых марфем: рач-н-ы. Утваральная аснова- гэта тая аснова, ад якой утворана вытворнае слова: лет-а – лет-н-і.

Канчатак- зменная значымая частка слова, якая служыць для ўтварэння розных формаў аднаго і таго ж слова і для сувязі слоў у словазлучэннях і сказах. Нулявы канчатак- гэта канчатак, які ў дадзенай форме слова не выражаны гукамі: стол- стал-ы. У слове СТОЛ канчатак нулявы.

Корань- галоўная значымая частка слова, у якой заключаецца агульнае лексічнае значэнне ўсіх утвораных ад аднаго кораня слоў. Каб вызначыць у слове корань патрэбна падабраць аднакаранёвыя словы (словы розных часцін мовы), супаставіць іх і знайсці ў іх найменшую агульную частку.

Прыстаўка- значымая частка слова, якая знаходзіцца перад коранем і служыць для ўтварэння слоў: пісаць-перапісаць. Формаўтваральная прыстаўка НАЙ- удзельнічае ва ўтварэнні формаў ступеняў параўнання.

!!! У некаторых словах прыстаўкі зрасліся з коранем і як самастойныя марфемы ў сучаснай беларускай мове не выдзяляюцца: абавязак, аблічча, дастаць, здор, навалачка, ненавідзець.

Суфікс- значымая частка слова, якая знаходзіцца пасля кораня і служыць для ўтварэння слоў: школа- школь-н-ы.

!!! Формаўтваральныя суфіксы: -яц- (дзіця-дзіцяці), -ейш- (густы-гусцейшы), -ва- (перапісаць- перапісваць), формаўтваральныя суфіксы суб’ектыўнай ацэнкі назоўнікаў, прыметнікаў (салавейка, дамішча, зладзюга і г.д., высачэнны, глыбозны, лепшанькі, танюткі і г.д.), -л- і –ў- (спявала, спяваў).

Постфікс- марфема, якая знаходзіцца пасля формаўтваральнага суфікса ці пасля канчатка і служыць для ўтварэння слоў ці формаў слоў. Да постфіксаў адносяцца -ся, -ца, -цца (мыю-ся, мыц-ца, мые-цца), -сьці, -сь (хто-сьці, дзе-сь), -небудзь (куды-небудзь), -це (падумай-це).

Інтэрфікс- марфема, якая знаходзіцца паміж каранёвымі марфемамі і злучае іх у складанае слова: злучальныя галосныя А, І, Е, Я (лесанарыхтоўка, сямікласнік, землеўладанне, зернясховішча), гукаспалучэнні ОХ, УХ (чатырохгалосны, двухсастаўны).

Парадак марфемнага разбору слова

1.​ Часціна мовы. Зменнае слова ці нязменнае.

2.​ Праскланяць або праспрагаць зменнае слова і выдзеліць канчатак і аснову. У нязменнай форме адразу вызначыць аснову.

3.​ Падабраць аднакаранёвыя словы і вызначыць корань.

4.​ Выдзеліць прыстаку (калі ёсць) і суфікс (суфіксы).

Спосабы ўтварэння слоў

Спосаб словаўтварэння

Прыклад

1)​ суфіксальны

Сціпл-ы- сціпл-асць

2)​ прыставачны

Людны- бяз-людны

3)​ прыставачна-суфіксальны

Мяжа- аб-меж-аваць

4)​ бяссуфіксны

Авеч-к-а - авечы

5)​ постфіксальны

Віць- віц-ца

6)​ складанне

Карыстанне зямлёй- землекарыстанне

Лес, тундра- лесатундра

Генерал, маёр- генерал-маёр

Турысцкі паход- турпаход

Калектыўная гаспадарка-калгас

Мінскі аўтамабільны завод- МАЗ

Беларускі аўтамабільны завод- БелАЗ

7)​ пераход слоў з адной часціны мовы ў другую

Дзяжурны вучань- дзяжурны падрыхтаваў дошку да ўрока

Практычнае заданне да тэмы 1.

1.​ Падкрэсліце словы, якія маюць прыстаўкі.

Адукацыя, адужаць, ажыць, ажыны, акідаць, акіян, акварыум, акенца, акоп, акула, акурат, асэнсоўваць.

2.​ Якое з прапанаваных чляненняў слова правільна адлюстроўвае яго марфемны склад?

А. За-хвор-ва-нн-е, за-хвор-ван-н-е, за-хвор-ванн-е, за-хв-ор-ва-нн-е,

за-хвор-в-ан-н-е;

Б. Адна-вяс-к-овец, адн-а-вяс-к-ов-ец, адн-а-вяск-овец, адна-вяск-овец,

адн-а-вяск-ов-ец.

3.​ Вызначыць марфемны склад і паказаць графічна ўсе марфемы. Пісьменнасць, памножыць, заняволенне, па-мужчынску, троечнік, спяшаючыся, жыццяпіс, звысоку, пераймальнасць, размежаванне.

4.​ Абазначце ў словах корань і ўкажыце колькасць гукаў, з якіх ён складаецца.

рымлянін

тэарэтык

хімія

абутнік

вулічны

незласліва

расчоска

балаціраваць

ад'язджаць

5.​ Выпішыце ў адзін слупок словы, якія маюць матэрыяльна выражаны канчатак (абазначце яго), у другі - словы з нулявым канчаткам, у трэці -словы, якія канчатка не маюць.

Кеды, затрымацца, заклейваюць, здзірванелы, трывожна, вакцынацыя, задрамаў, піяніна, пяцьсот, БелТА, паклаўшы, твайму, караван.

6. З улікам асаблівасці словаўтварэння ў кожным радзе знайдзіце чацвёртае “лішняе”. Абгрунтуйце свой выбар.

1. Драбніца, кісліца, сальніца, цяпліца.

2. Падгалосак, падзагаловак, падлесак, падпасак.

3. Громаадвод, законапраект, лесастэп, торфабрыкет.

4. Аб’ездзіць, абкасіць, абмакнуць, абмежаваць

Приложение 10

Результаты анкетирования родителей

год

класс

Кол-во

анкети

руемых

Поддерживаете

ли вы внедрение в образовательный процесс гимназии дистанционных курсов по бел. языку?

Повысилось ли желание вашего ребёнка изучать бел. язык?

Можете ли вы сказать, что знания вашего ребёнка по бел. языку укрепились?

Нужен ли дистанционный курс по бел. языку в следующем учебном году?

2009

5

9

10

19

14

23

19

14

23

19

14

23

19

12

22

19

14

23

2010

6

10

11

20

17

24

20

17

24

20

16

20

20

16

23

20

17

24

2011

5

7

9

20

18

22

20

18

22

20

18

21

20

17

22

20

18

22

Приложение 11

Отзывы родителей

В современном мире для того, чтобы успеть за стремительным темпом жизни, необходимо совершенствовать имеющиеся знания и добывать новые. Дистанционная система обучения Светланы Николаевны удобна и эффективна, позволяет учащемуся без лишних затрат времени получить качественные знания, выработать уверенность в себе, позволяет осуществлять подготовку в удобное время. Не всегда ребёнок, придя из школы, усвоил материал на сто процентов. И не каждый с возникшим вопросом пойдет к учителю.

Мой ребенок пользуется программой дистанционного образования по белорусскому языку систематически на протяжении четырех лет. Обучаясь дистанционно, она имеет возможность получать знания на расстоянии при помощи современных технологий. Очень важно, что средством получения этих знаний служит всеми любимый и такой желанный Интернет. И на вопрос «Что ты делаешь за компьютером?» следует ответ: «Тест». Это серьезная альтернатива традиционной форме подготовки, получению знаний, которая позволяет осуществлять объективный контроль знаний современного школьника.

Моя дочь радуется, что для закрепления знаний ей не надо надолго задерживаться в школе, а достаточно дома открыть свой любимый компьютер и выйти на сайт «Прометей». Она может самостоятельно, что очень важно в этом непростом возрасте, выбрать время работы и объем учебного материала. Получить нужные знания можно в выходные и праздничные дни, дома или на даче (лишь бы был доступ к сети Интернет).

При дистанционном обучении оценку знаний осуществляет компьютер. Ребенок понимает, что эта оценка объективна, видит свои ошибки, понимает, что ему нужно доработать. Такая форма очень удобна и комфортна для детей и очень продуктивна при подготовке к экзаменам.

Пенза Ольга Валерьевна, мама ученицы 9 класса

Приложение 12

Методические рекомендации для учащихся

по работе в СДО «Прометей»

Интерфейс слушателя

Интерфейс слушателя разработан для пользователей, проходящих обучение. Средствами этого интерфейса слушатель может выполнять следующие задачи:

1) Работа с библиотекой (поиск и чтение документов).

2) Просмотр календарных планов.

3) Просмотр сведений об учебных достижениях

4) Тестирование в режиме самопроверки; просмотр результатов тестирования и работа над ошибками.

5) Экзаменационное тестирование.

6) Просмотр сведений о своих заказанных курсах.

7) Просмотр и изменение своих персональных данных; смена пароля доступа к учебному комплексу.

Система меню структурирует существующие команды по разделам:

1.​ ОБУЧЕНИЕ – содержит команды работы с учебными материалами, календарными планами;

2.​ ТЕСТИРОВАНИЕ – содержит команды подсистемы тестирования;

3.​ ОБЩЕНИЕ – содержит команды подсистемы обмена информацией;

4.​ ИНФОРМАЦИЯ – содержит команды работы с персональными данными, смены пароля, а также предоставляет доступ к объявлениям, информационной сводке слушателя и сведениям о заказанных курсах

Порядок регистрации слушателя в СДО «Прометей»

1.​ Зайти на сайт do.minsk.edu.by

2.​ Выбрать ссылку Каталог курсов

3.​ В столбце «Заказать» выбрать желаемый курс и нажать кнопку 

4.​ В появившемся окне еще раз нажать кнопку , после чего нужно перейти по ссылке Зарегистрируйтесь

5.​ Заполнить:

Рисунок 1. Форма для получения логина и пароля

и нажать 

6.​ После того, как Вас зачислят на выбранный курс, Вы сможете входить в систему «Прометей» в качестве Слушателя под своим Логином и Паролем.

Рисунок 2. Окно для входа в систему

Структура интерфейса слушателя

Интерфейс слушателя состоит из области меню (Рисунок , левый кадр страницы, помеченный красной линией) и области отображения данных (Рисунок , правый кадр страницы, помеченный синей линией).

Рисунок 3. Интерфейс слушателя

Меню состоит из нескольких разделов.

Щелчок мышью ссылки меню выводит соответствующую информацию в правой части окна. В области отображения данных можно выполнять действия над объектами при помощи различных элементов пользовательского интерфейса (Таблица 1).

Таблица 1.Управляющие элементы пользовательского интерфейса

Элемент

Вид

Описание

Кнопка возврата/отмены

Позволяет вернуться к предыдущей странице. Внесенные изменения не сохраняются.

Кнопка подтверждения

Сохраняет внесенные изменения либо подтверждает выполнение операции.

Кнопка удаления объекта

HYPERLINK "http://localhost:8000/close/DelObj.asp?ObjType=AllStudents&ObjId=stud-rrg&ObjName=%D0%EE%E3%EE%E6%E8%ED%FD+%D0%E0%E4%E0+%C3%E5%EE%F0%E3%E8%E5%E2%ED%E0" \o "Удалить" INCLUDEPICTURE "http://localhost:8000/img/del.gif" \* MERGEFORMAT 

Удаляет объект, отображенный на текущей странице/в текущей строке списка.

Кнопка изменения данных

HYPERLINK "http://localhost:8000/close/staff/profile/ProfileEdit.asp" INCLUDEPICTURE "http://localhost:8000/images/buttons/locale/rus/btedit.gif" \* MERGEFORMAT 

Позволяет редактировать данные, отображенные на странице.

Кнопка создания объекта

HYPERLINK "http://localhost:8000/close/staff/edu/td/test.asp" INCLUDEPICTURE "http://localhost:8000/images/buttons/locale/rus/bnew.gif" \* MERGEFORMAT 

Позволяет создать объект.

Кнопка закрытия страницы

Закрывает текущую страницу веб-браузера.

Кнопка просмотра, маркер

HYPERLINK "http://localhost:8000/close/staff/admin/students/editstudent.asp?login=staff-stud-bei&nme=S_%C1%E0%E7%E8%ED%E0+%C5%EA%E0%F2%E5%F0%E8%ED%E0+%C8%E2%E0%ED%EE%E2%ED%E0" \o "Править" INCLUDEPICTURE "http://localhost:8000/images/o.gif" \* MERGEFORMAT 

Используется в строках списков. Осуществляет переход к странице интерфейса, связанной с выбранным действием.

Поле пометки

Позволяет пометкой («галочкой») указать один из компонентов операции.

Раскрывающийся список

Реализует выбор одного из нескольких вариантов.

Переключатель

Реализует выбор одного из нескольких вариантов.

Поле ввода

Позволяет набирать произвольный текст.

Фильтр

Ссылка, по которой можно реализовать отбор данных по определенному признаку. Фильтры располагаются над списками.

Таблица 2.Прочие элементы пользовательского интерфейса

Элемент

Вид

Описание

Зачет

Пометка об успешном завершении тестирования (только в отчетах о тестировании).

Незачет

Пометка о завершении тестирования с неудовлетворительным результатом (только в отчетах о тестировании).

Неизменяемая пометка

Отражает определенное свойство, которое не может быть изменено слушателем.

Работа с библиотекой

Слушатель может обратиться к библиотеке в любой момент для поиска информации или чтения материалов. Ему доступны материалы по изучаемым курсам, а также общедоступные документы.

Выполните команду ОБУЧЕНИЕ>библиотека. В области отображения данных появится поле ввода для поиска, а также список доступных учебных материалов.

Учебные материалы в библиотеке сгруппированы по курсам.

Тестирование

Подсистема тестирования осуществляет проверку учебных достижений слушателей в режиме самопроверки, тренинга или экзамена.

Слушатель может сдавать тесты, доступные для самопроверки или тренинга, в любой момент по собственному желанию. В режиме тренинга после каждого ответа на вопрос слушателю выводится сообщение правильно или неправильно он ответил на вопрос. В случае неправильного ответа у него есть возможность перейти к ответу на следующий вопрос или повторить попытку ответа на данный вопрос.

Для выполнения экзаменационных тестов требуется допуск от тьютора группы. Если допуск на экзамен отсутствует или просрочен, слушателю не удастся сдать экзамен.

Выполните команду ТЕСТИРОВАНИЕ>экзамен. В области отображения данных появится список допусков на экзаменационные тесты и отсортированные по алфавиту. Для каждого допуска в поле Действителен указан срок действия.

Выберите тест и щелкните маркер () в поле Сдать.

В области отображения данных появится страница с предварительной информацией (Рисунок 10) о тесте, с которой можно начать тестирование либо отказаться от него.

Тест состоит из набора вопросов. Слушатель может отвечать на вопросы последовательно либо в произвольном порядке.

Слушатель имеет возможность пометить вопрос, чтобы вернуться к нему позже и еще раз подумать над ответом. Пока сдача теста не завершена по указанию слушателя либо по истечении отведенного времени (об этом свидетельствует обнуление таймера времени), слушатель может изменять и редактировать свои ответы на все вопросы.

Набор элементов управления на странице каждого вопроса стандартный:

1) кнопка  для перехода к следующему вопросу теста;

2) кнопка  для возвращения к предыдущему вопросу теста; кнопка для перехода к списку вопросов теста;

4) флажок Пометить, позволяющий пометить вопрос для последующей работы с ним.

Вопросы теста различаются по форме.

Тип вопроса

Разъяснение

Один из многих

Слушателю предлагается выбрать один вариант ответа из предложенных.

Многие из многих

Слушатель может выбрать несколько вариантов ответа из предложенных.

Поле ввода

Слушателю предлагается поле ввода, в которое следует ввести ответ.

Соответствие

Слушателю предлагается установить соответствие между парами значений.

Упорядочение

Слушателю предлагается упорядочить элементы последовательности.

Да/Нет

Слушателю предлагается дать положительный или отрицательный ответ на вопрос.

Область на рисунке

Слушатель должен выбрать в качестве ответа область на предложенном рисунке.

Несколько пропущенных слов

Слушателю предлагается заполнить пропуски.

Несколько полей ввода

Слушателю предлагается ввести несколько значений.

Один из многих

Слушателю предлагается выбрать один вариант ответа из предложенных.

В списке вопросов (Рисунок 11) слушатель может просмотреть состояние каждого из вопросов (поля Отвечен и Помечен) и при необходимости перейти к любому из вопросов теста.

Список вопросов отображается автоматически, когда слушатель закончил отвечать на вопросы, а кроме того может быть выведен на экран в любой момент при ответе на вопросы тест – посредством кнопки 

Чтобы перейти к определенному вопросу теста, щелкните маркер () в поле Перейти искомого вопроса.

Поле Только помеченные присутствует на странице списка вопросов только в случае, если слушатель пометил хотя бы один вопрос. Чтобы последовательно просмотреть все помеченные вопросы, проставьте «галочку» в поле Только помеченные и щелкните кнопку . На экране по очереди (циклично) будут отображаться только помеченные вопросы. Снимая пометку, слушатель может исключать вопросы из списка.

Чтобы продолжить тестирование, обратившись к первому вопросу, щелкните кнопку .

Чтобы завершить тестирование и просмотреть отчет, щелкните кнопку . Структура отчета описана в разделе «Просмотр результатов тестирования».

Если время тестирования истекло, тест завершится автоматически, и после нажатия на любую кнопку на экране появится отчет о тестировании.

Просмотр отчета о тестировании

Список отчетов позволяет обратиться к отчету для конкретной попытки тестирования.

Отчеты о тестировании создаются системой автоматически. Отчет о тестировании доступен для всех пройденных слушателем тестов независимо от результатов тестирования.

Чтобы получить доступ к отчетам о тестировании, выполните команду ТЕСТИРОВАНИЕ>результаты.

Список отчетов содержит статистику по тестам, которые слушатель выполнил либо начал.

Для каждого теста отображается название, дата выполнения, проходной балл, набранный балл.

Чтобы просмотреть отчет о тестировании, щелкните маркер () в поле Отчет искомого теста. Резюме отчета представляется в каждой попытке тестирования и содержит следующие сведения:

1) общий итог (сдан – не сдан);

2) название теста;

3) имя слушателя;

4) название курса, с которым связан тест;

5) срок действия допуска. Если тест предназначен для самопроверки, это время равно времени, отводимому на сдачу теста. Срок действия допуска в таком случае отсчитывается от момента начала тестирования;

6) дата и время начала выполнения и окончания теста;

7) время, затраченное слушателем на выполнение теста;

8) состояние теста: начат, завершен либо завершен в результате истечения отведенного времени;

9) число вопросов, заданных слушателю в данной попытке тестирования;

10) число вопросов, на которые слушатель дал верные ответы;

11) максимальный балл теста;

12) проходной балл для теста;

13) набранный слушателем балл;

14) пометка о сдаче теста (проставляется автоматически);

Для каждой представленной слушателю секции теста в резюме отчета указано:

1) название секции;

2) число заданных вопросов;

3) число вопросов, на которые слушатель дал верные ответы;

4) максимальный балл, возможный для данной секции;

5) набранный слушателем балл (абсолютное значение и соответствующий процент от максимального балла).

Разделы сайта